Обращения граждан
Разъяснения прокуратуры

18 марта 2016

Одним из приоритетных направлений российской политики в настоящее время являются предупреждение и противодействие коррупции. С 2013 года все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции. 

В этой связи в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введена статья 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» согласно которой, которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данные меры при условии их комплексного применения в организации должны иметь своей целью образование и внедрение антикоррупционной политики внутри организации с четкой регламентацией такой деятельности. 

Так, частью 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусмотрено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. 

В помощь организациям для практической реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Основной акцент в Методических рекомендациях сделан на необходимости проведения организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции. Также значительное внимание уделено правовому просвещению: в Приложении к Методическим рекомендациям содержится краткий обзор положений российского антикоррупционного законодательства, в том числе меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Методические рекомендации сосредоточены на необходимости: 
- использовать возможности локальных правовых актов для применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (используя положения ст. 192 ТК РФ); 
- обеспечения принципа открытости бизнеса, который достигается путем внедрения в проекты договоров стандартной антикоррупционной оговорки, и внесения в трудовые договоры с работниками обязанности соблюдения антикоррупционных ограничений; 

- разработки и принятия «Антикоррупционной политики организации», предусматривающей меры профилактики коррупции, адекватные коррупционным рискам, которые может испытывать организация, при этом идти по пути применения «недорогих, дешевых мер»; 
- ежегодно использовать декларации о конфликте интересов (типовая анкета содержит более сотни вопросов); 
- введения процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций; 
- периодической оценки коррупционных рисков в разных сферах деятельности организации и их предупреждение; 
- создание специальных подразделений или определение субъектов, уполномоченных осуществлять профилактику коррупции в организации; 
- разработки и принятия кодекса этики служебного поведения работников организации (в котором затрагиваются детальные вопросы профилактики коррупционных проявлений, вплоть до допустимых пределов политики обмена подарками в ходе деловых мероприятий); 
- принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентамии в зависимых организациях (данная мера предусматривает анализ репутации проверяемых субъектов).

Административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного гражданского служащего замещающего (замещавшего) должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Федеральным законом от 25.12.2008 г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 г., Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Кодекс об административных правонарушений Российской Федерации дополнен статьей 19.29 - незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. 

Данной статей предусмотрено, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в  перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Так, статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», статьей 64.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель, при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данная обязанность возникает при трудоустройстве бывшего государственного и муниципального служащего в коммерческую или некоммерческую организацию. 

Срок давности привлечения к указанной административной ответственности составляет шесть лет. Цель данной статьи — обеспечить реализацию требований закона, определяющего правоограничения, связанные с замещением должностей государственной и муниципальной службы».

В.В. Полицаев, транспортный прокурор

Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области

Адрес: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, ул. Советская, д.20

Телефон: 8(81368) 609-00
    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: