Администрация муниципального образования
Киришский муниципальный район
Ленинградской области
187110, Ленинградская обл., г. Кириши, ул. Советская, д.20

Опрос См.все >

 

 

 

 

Главная » Новости » ТАК НАЧИНАЛАСЬ СВЯТАЯ РУСЬ

ТАК НАЧИНАЛАСЬ СВЯТАЯ РУСЬ

28 июля 2018

28 июля 2018 года, в день святого равноапостольного князя Владимира Россия празднует 1030-летие крещения Руси

Вопрос веры – пожалуй, один из самых важных вопросов в истории человечества. В отличие от животного, человек нуждается в осознании высшего смысла своего существования. Он не может жить просто так, не задавая себе вопрос: «Зачем я живу?». Особенно это актуально для России, в которой духовные поиски всегда были важнее забот о материальном благополучии, и утрата веры грозила не только деградацией отдельной личности, но и расстройством всего общественного организма. Отсутствие веры в высшую справедливость выбивает у человека почву из-под ног, обессмысливая сам мир, в котором он живет. Потому-то так важна для нашей истории эта дата – 988 год от Рождества Христова.

 

ПРОРОЧЕСТВО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

 

В русских летописях содержится замечательная легенда о путешествии на территорию будущей Руси апостола Андрея Первозванного. Согласно древним повествователям, он побывал на Ладоге, на берегах Волхова и Днепра, предсказав земле, которую он посетил, славу, величие и святость. Скорее всего, это просто легенда, но эта легенда весьма характерна для русского средневекового сознания: Русь в понимании летописца – странасвятая, благословленная человеком, который первым пошел за Христом.

Владимиром Святым назвали на Руси князя, которому было суждено осуществить легендарное пророчество апостола Андрея. Впрочем, есть все основания утверждать, что христианство на Руси стало распространяться задолго до его княжения.

Христианизация Древнерусского государства имела большое политическое значение для Византии, стремившейся распространить на северного соседа свое культурное влияние и оградить себя от набеговвоинственных славян-язычников. После нападения русов на Константинополь в 860 году византийский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. Есть основания полагать, что в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир, а также их приближенные и часть киевлян. Эти события принято называтьпервым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

Большую роль в христианизации родной страны сыграла княгиня Ольга, которая была родом из земли Псковской. Мудрая правительница добивалась признания Руси как христианского государства. Сама Ольга стала первым древнерусским правителем, официально принявшим православие. Это произошло в 957 году, во время визита в Константинополь. При крещении она получила имя Елена.«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом», – писал древнерусский летописец о первой княгине-христианке.

 

ЕДИНЕНИЕ ВЕРОЙ: ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

 

Ключевую роль в христианизации молодого государства сыграл внук Святой Ольги князь Владимир. Прозванный впоследствии Святым, этот правитель изначально был весьма далек от святости: с христианской точки зрения он довольно много грешил. Но именно ему была уготована роль крестителя Руси. В этом прослеживается архетипический христианский сюжет: бывший грешник, раскаявшись, обретает благодать.

Будучи мудрым и дальновидным политиком, Владимир в целях укрепления государства стремился объединить разнообразные славянские племена  и роды на основе единой веры. Ко времени его вокняжения в Киеве и иных городах Руси уже существовали христианские общины. Но поначалу Владимир сделал ставку на создание единого языческого пантеона, который по его замыслу должен был сплотить его подданных. По его приказу в Киеве было создано капище, где были представлены все значимые божества славян – Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь. Однако идея реформирования и централизации язычества не увенчалась успехом. Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, языческий пантеон не смог объединить верования всех племён Древней Руси.

 

ВЫБОР ВЕРЫ:ЛЕГЕНДА ИЛИ БЫЛЬ?

 

Переданная летописцем легенда о «выборе веры» Владимиром полна красивого вымысла, но не лишена черт реальной истории.Согласно начала к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити». Отослал Владимир и католиков, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли – Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался и от иудаизма.

Наконец на Русь прибыл византиец. Он рассказал князю о библейской истории и христианской вере. Владимир заинтересовался, но еще пребывал в сомнениях. Размышляя о выборе истинной веры, князь послал своих приближенных посмотреть на богослужения мусульман, католиков и греков. В Византии посланники князя были поражены богатством и пышностью церковной службы. Вернувшись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

На самом деле не обошлось без политики. В 987 году Византия заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры василевсов Василия и Константина – требование крайне унизительное для двух императоров. Тогда в разгар войны с ВардойФокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия.

После этого греческое духовенство крестило киевлян в водах Днепра и Почайны. Это стало началом массового перехода жителей Руси в христианство восточного обряда.

 

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К БОГУ

 

Весьма непросто представить себе, как это было на самом деле – как трансформировалось сознание вчерашних язычников, отказывавшихся от религии предков. Какой колоссальный переворот в мышлении должен произойти, чтобы архаический человек принял решение отречься от традиций отцов и принять новую веру, догматы которой не так уж просты для понимания неофита!

Было бы ошибкой считать, что крещение Руси произошло водночасье, сразу. Некоторые славянские племена долго сопротивлялись распространению новой веры. Доходило и до вооруженных столкновений.Долгое время существовало так называемое «двоеверие», когда пережитки древних верований сосуществовали с христианством. Эти пережитки сохранились до сих пор: речь идет о разнообразных народных традициях, приметах, фольклоре. Напоминание о языческих временах содержит в себе и российская топография. Например, есть мнение, что город Волосово в Ленинградской получил свое название в честь языческого бога скота Волоса (Велеса).

Закономерен вопрос: неужели тысячелетиями до принятия христианства наши предки пребывали во мраке?Нет. Язычество было своего рода ступенью на великой лестнице человеческого духа. Не случайно первые православные храмы на Руси строились зачастую на месте прежних капищ.Органический сплав веры предков со светлым гуманистическим учением Христа определил дальнейшее духовное развитие народа.

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ НАЦИЯ?

 

С какого именно момента можно отсчитывать историю русского народа? С государством Российским все более или менее ясно: вокняжение Рюрика в Ладоге, ставшей первой столицей молодой Руси, можно считать началом российской государственности. С народом сложнее… Когда на просторах русских равнин начинается формирование единой этно-культурной общности, которую можно назвать народом?Процесс этот долог и многосложен, но историк может выделить узловые события, определившие направления этнического и культурного генезиса. Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев полагал, что по-настоящему формирование русского народа начинается именнос принятия христианства.Многочисленные восточно-славянские племена, верившие в различных языческих богов, в результате крещения были не только сцементированы единой верой, но и обрели обновленную и просветленную душу – ведь христианство несло в себе проповедь добра и братства. Братства не только по крови и языку, но и по вере.После крещения жители молодой Руси стали не только населением, живущим в границах единого государства, но и частицами Церкви Христовой.

Принятие православия в огромной мере повлияло на формирование русской культуры. На начальном этапе Русь испытала сильнейшее духовноевлияние Византии, представлявшей собой прямую наследницу античной цивилизации. «Это обеспечило древнерусскому обществу доступ к плодам тысячелетнего развития философской мысли, социальных и естественных наук. Русь создала свои собственные институты в соответствии с моделью всего европейского сообщества от государства и до епископата, и от школы до суда», – пишет болгарский историк Николай Тодоров.

Успев передать сокровища христианской культуры на Русь, погибшая под натиском турок-османов Византия, таким образом, спасла наследие своего тысячелетнего духовного развития. И даже современный русский язык представляет собой прямой результат христианизации: ведь наряду с древнерусскими говорами его основу составил церковнославянский – язык богослужений и духовных книг. Поэтому принятие христианства в Древней Руси стало тем событием, которое определило будущее России, крупнейшей православной страны мира.

 

Дмитрий Вересов

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *